Абитуриенту:

 

психолог-психоаналитик

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

030301.65 ПСИХОЛОГИЯ

специализация «психолог-психоаналитик»

условия поступления

образовательная программа

КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Программа второго высшего образования по специальности 030301.65-психология, специализация психолог-психоаналитик предназначены для людей, которые хотят стать квалифицированными специалистами в различных направлениях психоанализа, групповой и психоаналитической психотерапии.

Обучение в Московском институте аналитической психологии и психоанализа основано на международных стандартах подхода к психоаналитическому образованию, предполагающему трехступенчатую форму обучения, дающую возможность обучающемуся интегрировать теоретический, клинический и личный аспекты психоаналитической работы.

Содержание образовательной программы предполагает теоретическое и практическое изучение не только дисциплин, отвечающих подготовке в рамках государственного образовательного стандарта по специальности 030301.65 психология, но и освоения блоков дисциплин «Теория и практика психоаналитической психотерапии» и «Спекурсы» (лекции, семинары, практикумы по разбору клинических случаев, моделирование и анализ ситуаций, психотренинги, работа малых исследовательских групп, консультации, индивидуальные занятия и пр.)

Подготовка специалистов по специализации психолог-психоаналитик предполагает три года обучения на очно-заочном (вечернем отделении. На первом и втором году обучения студенты осваивают дисциплины, отвечающие подготовке в рамках государственного образовательного стандарта по специальности 030301.65 психология, а начиная со 2-го семестра 2-го года обучения приступают к изучению дисциплин блока «Теория и практика психоаналитической психотерапии». Учебный материал этого блока призван сформировать психоаналитическую культуру обучающихся: познакомить их с истоками и историей становления психоаналитических идей; дать представление о базовых концептуальных понятиях и принципах в подходах к пониманию психики; дать ориентиры в поле существующих ныне основных направлений психоаналитической и групповой психотерапии и их связи с различными сферами человеческой жизнедеятельности.

Подготовка в рамках блока «Теория и практика психоаналитической деятельности» позволяет обучающимся познакомиться не только с теоретическими концепциями классического и постклассического психоанализа, различными направлениями психоаналитической и групповой психотерапии, но и получить представление о методах диагностики и терапии, используемых в каждом из направлений, а также овладеть некоторыми практическими навыками использования этих методов в работе.

Начиная со третьего года обучения, познакомившись с основными теоретическими концепциями классического и современного психоанализа, психоаналитической и групповой психотерапии, а также с основными методами (диагностики и терапии) психоаналитической деятельности, обучающиеся продолжают практико-ориентированную специализацию в рамках Спецкурсов по следующим направлениям психоанализа, групповой и психоаналитической психотерапии:

*
Аналитическая психология К.Г.Юнга
* Телесно-ориентированная психотерапия
* Детский психоанализ
* Классический и постклассический психоанализ
* Психодрама и ролевые игры в индивидуальной и групповой психотерапии

По этим направлениям также осуществляется профессиональная переподготовка.



Содержание блока «Теория и практика психоаналитической деятельности»

1.А. История и теория психоанализа.

Возникновение психоанализа. Биография и творчество З.Фрейда. Место психоанализа в культуре ХХ столетия. Истоки возникновения психоанализа: естественнонаучные, философские, литературные. Обзор психоаналитической теории психического аппарата и психической структуры, развитие общей и специфической структуры психоанализа. Изучение клинических работ Фрейда. Развитие психоаналитических концепций в работах Хартмана, А.Фрейд, Э.Эриксона и др.

1.Б. Введение в практику и технику психоанализа.

Этот курс базируется на основных аспектах техники психоанализа, разработанных в трудах З.Фрейда и работах других психоаналитиков. Рассматривается базовая терапевтическая модель и ее специфические аспекты – сопротивление, перенос, контрперенос и различные фазы анализа.



1.В. Психоаналитические концепции развития:

а) Младенчество

б) Раннее детство

с) Детство

д) Латентный период и юность

Обзор основных концепций развития. Классическая психоаналитическая теория нормального и отклоняющегося развития ребенка от младенчества до конца эдиповой фазы. Теория объектных отношений и аффектов. Развитие Эго и Суперэго. Половое развитие.



2. Индивидуальная психология А.Адлера.

Становление индивидуальной психологии. Основные работы А.Адлера. Комплекс неполноценности. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Стремление к власти. Стремление к успеху. Стремление к превосходству.



3.А. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

Краткая биография. Основные работы К.Г.Юнга. Психологические типы. Компенсирующее отношение бессознательного к сознанию. Комплексы. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические ступени аналитической психологии. Индивидуация. Самость как цель жизни.

3.Б. Техника юнгианского анализа.

Конструктивный метод исследования бесознательного. Амплификативный метод интерпретации бессознательного. Концепция индивидуации К. Г. Юнга. Методология юнгианского анализа. Архетипические элементы в аналитических отношениях. Техника работы с различными типами клиентов.

4.А. Телесно-ориентированная психотерапия.

Краткая биография и творчество В. Райха. Вклад В. Райха в классический и постклассический (современный) психоанализ. Основные работы В.Райха. Структура личности. Невротический и генитальный характер. Психические конфликты и телесный застой. Заключение характера в панцирь. Душевные заболевания как следствие нарушения генитальной функции. Функция оргазма. Вегетотерапия В.Райха. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна. Современные концепции тела и телесности.

4.Б. Техника и практика телесно-ориентированой психотерапии.

Основные диагностические и практические особенности райхианской и пострайхианской традиции: работа с мышечным панцирем, дыханием, прикосновением, движением и т.д.

5. Психоанализ К.Хорни.

Краткая биография. Новые ориентиры в развитии психоанализа. Основные труды К.Хорни. Мужская и женская психология. Проблема взаимоотношения полов. Психосексуальные расстройства. Внутриличностные конфликты. Базальная тревожность. Культура и личность. Невротическая потребность в любви. Стремление к власти. Невротическое соперничество. Эпизодический и системный самоанализ. Самопознание. Психоанализ и психосинтез.

6. Социальный психоанализ Э.Фромма.

Краткая биография. Основные работы Э.Фромма. Антропологическо-философская концепция человека. Иметь или быть как две формы существования человека. Свобода человека и его отчуждение. Механизмы бегства от свободы. Динамическая концепция характера человека. Типы характера. Социальный характер. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера. Агрессивность и деструктивность.



7. Детский психоанализ.

а) История и современные концепции детского психоанализа. Специфика детского психоанализа. Источники детской психопатологии. Норма и патология детского развития.

б) Техника детского психоанализа. Диагностика и терапия. Регрессия и клинический процесс.



8. Сновидения как объект психоаналитического исследования.

а). Введение в теорию сновидений Фрейда. Специфика сна и метафоры, интерпретация сновидений, разнообразные техники анализа сна. Цензура и работа сновидения. Сновидение – скрытое исполнение вытесненных желаний. Символика сновидений. Сексуальный характер символов в сновидении.

Практические занятия по освоению техники интерпретации предложенного обучающимися сновидческого материала.

б). Введение в теорию сновидений К.Г.Юнга. Компенсаторная функция сновидения. Архетипы. Работа с персонажами сновидений (техника активного воображения).Сновидение как репрезентация актуализированных архетипов. Символический язык архетипов в контексте отдельных культурных и религиозных традиций.

Практические занятия по освоению техники интерпретации предложенного обучающимися сновидческого материала.

9. Неврозы: смысл, этиология, терапия.

Сравнительный анализ подходов в понимании и терапии невротических симптомов и их смысла в работах З.Фрейда и К.Г.Юнга. Симптомы как производные бессознательных процессов.



10. Психоаналитическая психосоматика.

История развития психосоматического направления в медицине.

Общая психосоматика

Диагностика и терапия в психосоматике. Соматический язык как поток конверсий. Психосоматический симптом как изменение Я. Соматическое чувство Я и его нарушения.

Частная психосоматика.

Инфекционные болезни. Сердечно-сосудистые заболевания. Заболевания органов дыхания. Эндокринные нарушения. Психосоматика рака и врачебные задачи в отношении неизлечимо больных.

Психосоматика пищевого поведения. Психосоматика в гинекологии. Ревматические заболевания. Психосоматические влияния при двигательных нарушениях. Боль в психосоматическом аспекте.

Психосоматические аспекты депрессии. Психические заболевания.



11. Сексуальность в жизни человека.

Психоаналитическое понимание сексуальности. Понятие либидо. Фазы становления сексуальности. Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии.



12. Философия психоанализа.

Философские предшествования психоанализа. Философская проблематика, связанная с теоретическим полем психоанализа: Фрейдовская и постфрейдовская теории бессознательного; сознание и субъект; психоаналитическая теория познания. Философская критика психоанализа. Психология и философия человека. Психоанализ и основные философские направления ХХ столетия.

13. Психология масс и психоанализ власти.

Сущность массовой психологии, ее свойств и закономерностей развития в работах З.Фрейда (нивелирующее влияние толпы, регресс к примитивной душевной деятельности, подчинение авторитету, церковь и армия), К.Г.Юнга (Вождь – олицетворение актуализировавшегося в обществе архетипа, «массовая психология фашизма» как разновидность массового психоза), Э.Фромма (»бегство от свободы», неспособность массы к свободе).



14. Психодинамическая психопатология.

Теории психопатологии и психоаналитического лечения пограничных состояний (бодер-лайн), шизофренических и маниакально-депрессивных состояний.



15. Психология и психотерапия отклоняющегося поведения,
алкоголизма и наркомании.

Место девиантного поведения в системе психиатрических и психологических знаний. Социальное значение девиаций и зависимостей. Знакомство с типами и клиническими формами девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение: биологические и психологические модели, виды, диагностика. Алкоголизм: биологические и психологические модели, виды, диагностика. Наркомании: виды психоактивных веществ, биологическая и психологическая предрасположенность к их употреблению. Формирование практических навыков работы с девиантными клиентами.



16. Теория объектных отношений.

Теория и техника Мелани Кляйн и ее последователей. Взгляды «независимых» или «умеренных» школ британского психоанализа, отраженные в работах Кернберга, Штерна, Винникотта и Балинта.



17. Основы психоконсультирования, психокоррекции и психотерапии.

Классификация моделей психологической помощи и консультирования и ее критерии: распределение ответственности, основной механизм воздействия, характер ожиданий пациента, ориентация на одну из сфер психики пациента.

Основные формы психологической помощи: индивидуальная психотерапия и консультирование, семейная терапия и консультирование, групповая психотерапия и тренинги.

«Границы» между психотерапией и консультированием как точки профессионального выбора, определяющего сценарий профессиональной жизни специалиста.

Этапы индивидуального психологического консультирования.

Понятие проблемно-ориетированного консультирования и его оппозиция к личностно-ориентированному консультированию.

Типы запросов пациента и способы их трансформации.

Понятие о психологии жизненного пути. Способы анализа жизненного пути: возрастно-психологический, сценарный, интроспективный, биографический. Понятие о каузограмме и личностно событийном анализе.

Проективная графика в психологическом консультировании.

Метод «Рисунок семьи» в практике консультирования.



18. Введение в системную семейную психотерапию.

Семья как система.

Системы: открытые и закрытые. Закон гомеостаза и закон развития. Параметры семейной системы. Жизненный цикл семьи. Треугольник как единица анализа семейной системы. Семья как коммуникативная система.

Методологические принципы воздействия на семейную систему:

циркулярность, гипотетичность, нейтральность. Этапы воздействия на семейную систему. Предписания: прямые и парадоксальные. Общая схема работы с семьей.

Направления в системной семейной психотерапии:

Структурная семейная психотерапия. Стратегическая семейная психотерапия. Трансгенерационная семейная психотерапия. Семейная психотерапия, основанная на опыте. Поведенческая семейная психотерапия. Постмодернистские модели семейной психотерапии. Интегративный подход.

19. Психодрама и ролевые игры в индивидуальной и групповой психотерапии.

История возникновения и развития психодрамы Я.Л.Морено и третья революция в психотерапии. Инструменты психодраматического метода. Три фазы психодраматического процесса. Базовые психодраматические техники. Современные тенденции в применении психодраматического метода.

20. Прикладной психоанализ.

Основные принципы психоаналитического подхода к исследованию экономических, политических, социокультуных, массово-психологических феноменов на примере работ З.Фрейда, К.Г.Юнга., Э.Фромма, В.Райха, Г.Маркузе и др.





Теоретические знания и практические навыки

В ходе обучения студенты получают теоретические знания и овладевают практическими навыками работы в психологической и психоаналитической диагностике, осваивают техники и методики терапии в современных направлениях психоанализа, групповой и психоаналитической психотерапии.

Выпускники Института получат теоретические знания, к которым следует отнести:

- общие теоретические положения классического и постклассического психоанализа, ведущих направлений современной групповой и психоаналитической психотерапии;

- основы специальных теоретических концепций ведущих направлений постклассического психоанализа, ведущих направлений современной групповой и психоаналитической психотерапии;

- этические нормы и правила работы в психоанализе, групповой и психоаналитической психотерапии.

Выпускники Института овладеют следующими практическими навыками:

1.набором терапевтических методов и техник классического и постклассического психоанализа, современных направлений групповой и психоаналитической психотерапии, применяемых в работе с детьми и подростками, такими как:

- техника свободных ассоциаций,

- совместная игра,

- сказкотерапия,

- арттерапия,

- психодрама,

- методы работы с детьми грудного возраста,

- проективные методы работы с пластическим материалом (пластилин, глина, песок) и т.д.



2.набором терапевтических методов, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии (от “катарсических” до “телесной гомеопатии”) такими как:

- методы работы с дыханием,

- прикосновением,

- мышечным тонусом,

- позой,

- движением,

- чувственным осознаванием,

- образами,

- языком и т.д.



3.набором терапевтических методов, приемов и техник, применяемых в «юнгианском анализе», таких как:

- навыки использования синтетического или комбинированного метода, включающего в себя: аналитическое и символическое мышление;

- умение интерпретировать, проводить личностную и архетипическую амплификацию представляемого материала;

- навыки работы с бессознательными содержаниями, как то: толкование сновидений, прояснение символического значения симптомов и т.д.;

- работа с пластическим материалом (пластилин, глина, песок);

- Sand-play терапия;

- техники проективного рисунка;

- сказкотерапия;

- метод активного воображения;

- ассоциативный тест;

- работа со сновидениями и т.д.



4.набором терапевтических методов, приемов и техник, применяемых в психодраме и ролевых играх в индивидуальной и групповой психотерапии, таких как:

- техники разогрева в психодраме,

- набором техник и технологий действия в психодраме,

- приемами проведения и завершения (шеринга) психодрамы,

- методами проведения социодрамы и т.д.



5.формами индивидуальной и групповой работы в классическом и постклассическом психоанализе; групповой и психоаналитической психотерапии.



Владея всем арсеналом вышеперечисленных навыков и умений, выпускники Института могут реализовывать себя в широкой социальной практике:

§ в клинике для диагностики и лечения психической патологии различного спектра и тяжести нарушений;

§ в психотерапии индивидуального и семейного консультирования;

§ в клинике психосоматических расстройств;

§ при работе с личностными травмами, кризисными состояниями, жизненными трудностями;

§ в психолого-педагогической работе;

§ социальной реабилитации;

§ в детских воспитательных учреждениях для профилактики, предупреждения, коррекции и социальной адаптации детей с нарушениями в поведении и асоциальным поведением;

§ при психокоррекционных занятиях с детьми и взрослыми;

§ при работе в группах и проведении индивидуальных консультаций;

§ в образовании;

§ в бизнесе;

§ в организационном и политическом консультировании.



Полученные знания и умения могут также служить:

§ Для получения собственного психотерапевтического опыта в решении различных проблем.

§ Как дополнительное руководство родителям в оптимизации воспитательных воздействий, первичной адаптации и интеграции ребенка в семейных отношениях.

§ Самопознание – еще одна область практического применения полученных знаний. Они могут помочь разобраться в тайнах собственной психики и научить управлять собой, что практически означает знакомство со своими глубинами, раскрытие собственных творческих ресурсов.

§ Полученные знания могут быть использованы не только в клинической сфере, но также в рамках прикладного психоанализа, например, стать основой для анализа произведений искусства (психоанализ искусства) или мифологии, сравнительного религиоведения и этологии, создавая тем самым особую сферу – психоаналитическую культурологию и т.д.



ПРАКТИКА

Студенты факультета Практической психологии проходят обязательную психолого-педагогическую практику в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 Психология в общеобразовательных школах, Центре психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», а также в Службе практической психологии.

Психологическая практика готовит студентов к работе с детьми, подростками и взрослым населением в системе образования, здравоохранения, на производстве, в государственных и коммерческих организациях и учреждениях, в частной практике. В ходе практики студентами реализуются следующие задачи:

-личностное и профессиональное становление;

-овладение профессиональной психологической компетентностью, которая включает в себя коммуникативные и организаторские умения;

-формирование команды в профессиональной деятельности;

-саморегуляции и саморазвития;

-приобретение опыта в психодиагностике и психоконсультировании;

-преподавательской деятельности;

-реализации психологических проектов (от разработки до внедрения);

-создание и аппробация собственных профессиональных методик.



В институте действует уникальная модель организации профессиональной практики: студенты разрабатывают и реализуют собственные профессиональные проекты на базе Службы практичекой психологии в следующих направлениях:

-психологическая и психоаналитическая диагностика;

-психо-профилактические акции;

-индивидуальное психологическое и психоаналитическое консультирование;

-тренинги (обучающие, терапевтические, бизнес-тренинги);

-профориентационное тестирование;

-написание статей в СМИ.

В зависимости от личностно-профессионального потенциала и срока обучения студента он выбирает форму участия в проектах Службы практичекой психологии и доступный уровень сложности:

студенты первого – второго курса участвуют в проектах Службы практичекой психологии в качестве исполнителей и участников (клиентов);

студенты третьего – четвертого курса разрабатывают содержание и выполняют организационную часть проектов;

студенты-старшекурсники принимают участие в проектах службы как специалисты (психологи-консультанты, диагносты, тренеры, преподаватели и др.).



Психоанализ имеет как клинические, так и широкий спектр прикладных аспектов. Поэтому выпускники института, оснащенные современными знаниями и технологиями в решении актуальных для общества задач, могут работать специалистами в самых различных сферах деятельности: клинической практике, бизнесе, рекламе, менеджменте, политике, социальной сфере, науке, искусстве и т.д.



условия поступления

образовательная программа
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
  • 0
 (голосов: 0)
 Распечатать
автор: andy | 27-01-2010, 22:14
 
 
Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Ввод кода:

 
Авторизация
Топ новостей
Календарь
«    Март 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31