№/пп
|
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
|
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ Л – лекция С – семинар П – практическое |
1 |
Что такое психология? Чем занимаются психологи? |
Психология как наука и как практика. Предмет психологии. Психология научная и бытовая. Отрасли психологии. Психология и смежные области: философия, педагогика, психотерапия. Перспективы психологии. |
Л С |
2 |
Коротко об истории психологии |
История возникновения основных психологических школ: психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер, Берн), психодрама, поведенческая терапия, гуманитарная психотерапия, когнитивная терапия (Бек, Эллис), гештальт-терапия, семейная терапия, НЛП.
|
Л С |
3 |
Методы психологической науки |
Наблюдение, эксперимент, тесты, анализ продуктов деятельности, опрос.
|
Л С |
4 |
Методы психологической практики |
Диагностика, консультирование, коррекция, профилактика, просвещение.
|
Л С |
5 |
Человек: темперамент, характер, личность, индивидуальность. Психологические типологии людей |
Представления об индивидуальных различиях людей. Понятия: темперамент, характер, личность, индивидуальность. Психологические типологии Е.Кречмера, К.Юнга, К.Леонгарда, А.Личко, М.Бурно.
|
Л С |
6 |
Сферы психологической практики |
Психологи в медицине, спорте, юриспруденции, образовании, профконсультировании, бизнесе. Общее и специфическое в деятельности психологов в разных сферах практики.
|
Л С |
7 |
Консультирование организаций |
Чем психологи могут быть полезны организации? Этапы оргконсультирования. Приемы и методы, используемые психологами для изучения ситуации в организации (диагностика). Наиболее часто используемые приемы мотивации к изменениям и сопровождения изменений. Оценка результатов проведенной работы.
|
Л С |
8 |
Качества эффективного психолога-консультанта |
Индивидуально-личностные качества эффективного консультанта. Профессиональные умения и навыки. Развитие необходимых профессионально важных качеств.
|
Л С |
9 |
Психологический тренинг: начало |
Знакомство, снижение тревожности у участников группы, выработка правил работы в группе.
|
П
|
10 |
Содержание тренингов разного типа: базовые навыки общения |
Умение слушать, вербальное и невербальное общение. Кинесика, проксемика, паралингвистика.
|
П
|
11 |
Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор |
Пути из одиночества. Инвентарь отношений. Навыки знакомства. Контакт-тренинг.
|
П
|
12 |
Вызов симпатии. Похвала. Умение хвалить и принимать похвалу |
Источники симпатии. Оптимистическое мышление. Умение говорить хорошее о себе. Общие и конкретные комплименты. Восстановление отношений.
|
П
|
13 |
Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение |
Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Тренировка уверенного поведения.
|
П
|
14 |
Открытое выражение желаний и чувств. Преодоление барьеров в общении. |
Барьеры общения и возможные варианты их преодоления. Отражение позитивных чувств. Отражение негативных чувств.
|
П
|
15 |
Поведение в конфликтной ситуации. Умение сказать «нет». |
Какую ситуацию считать конфликтной? Правила ведения конфликтного разговора. Противостояние групповому давлению.
|
П
|
16 |
Психологические права личности |
Права личности на уверенное поведение. Отстаивание своих прав. |
П
|
17 |
Требование, критика, реагирование на критику |
Правила конструктивной критики, не вызывающей обид и конфликтов. Формулирование и предъявление требований. Настойчивость.
|
П
|
18 |
Решение проблем. Навыки самостоятельного принятия решений |
Технологии решения проблем. Анализ ситуации, постановка цели, принятие решений, реализация, контроль исполнения. Ответственное отношение к собственным ценностям.
|
П
|
19 |
Эмоции. Стресс. Управление эмоциями |
Возникновение эмоций. Виды эмоций. Понятие стресса. Возможности управления эмоциями. Когнитивные приемы управления эмоциями (формула АВСДЕ – А.Эллиса). Как справиться со стрессом?
|
П
|
20 |
Релаксация и саморегуляция |
Зачем нужно умение расслабляться? Релаксация по Джекобсону. Приемы самостоятельной регуляции собственных эмоциональных состояний.
|
П
|
21 |
Технология выбора профессии |
Выбор профессии как случай и как самоопределение. Различные подходы к консультированию по поводу выбора профессии (Е.Климов, Дж.Голланд, Фукуяма, Н.Пряжников). Мир профессий. Приемы самостоятельного выбора.
|
П
|
22 |
Консультирование менеджеров: коучинг |
Понятие коучинга. Психология менеджера и менеджмента. Правила “обратной связи”. “Одноминутный менеджмент”. Коучинг вышестоящих и нижестоящих по должности сотрудников.
|
П
|
23 |
Психологический тренинг: окончание |
Подведение итогов работы, обмен мнениями, чувствами.
|
П
|