Арт-терапия

 

Программа

повышения квалификации

«Арт-терапия»

(120 аудиторных часов)

 

Автор программы:

Психолог-консультант

Арутюнян Анаит Юрьевна

 


Пояснительная записка

 

Данная долгосрочная программа по арт-терапии (далее - программа) предполагает знакомство с понятием арт-терапии, теоретическими основами и методологическими принципами, историей развития арт-терапии, различными школами и направлениями, а так же отличиями арт-терапии от других направлений в психотерапии.

В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.

Арт-терапия практически не имеет противопоказаний, и с этой точки зрения трудно переоценить ее значение. Это наиболее мягкий и безопасный способ работы с бессознательным материалом клиента. Работа и разговор строится как бы не о клиенте, а о продукте его творчества, что позволяет делать процесс терапии более щадящим.

Программа включает краткую историю возникновения арт-терапии, обзор основных видов терапии искусством и применяемых в работе материалов. Более подробно освещены визуальные виды арт-терапии, сказкотерапия и песочная терапия, а так же маскотерапия и работа с мандалами.

 Программа ориентирована не только на получение теоретических знаний, но в первую очередь на обретение практических навыков работы. Поэтому основное количество учебных часов отведено именно практическим занятиям, что позволяет дать в руки психологам готовый для применения к работе практический материал. В процессе обучения слушатели данной программы так же смогут исследовать свой внутренний мир и бессознательный материал, поскольку группа является учебно-терапевтической. Таким образом, программа по арт-терапии предполагает не только обучение техниками и методикам, но и оказывает психотерапевтическое влияние на слушателей, обеспечивая их личностный рост.

Арт-терапия входит в основные направления психотерапии и в последнее время занимает все более прочное положение на рынке психологического консультирования. Это одна из немногих практик, которая практически не имеет противопоказаний. Ее методики и техники используют в своей работе психологи очень многих направлений. Арт-терапия может быть использована для диагностики, психокоррекции и терапии. Может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.

 

Цель программы: Дать представление о том, что такое арт-терапия, каковы ее возможности, особенности, преимущества в психотерапевтической работе. А так же сформировать необходимые практические профессиональные навыки.

 

Программа ориентирована на лиц, имеющих образование не ниже среднего профессионального (не зависимо от профиля подготовки) и желающих освоить основы по арт-терапии и глубже познакомиться с собой.

 

Задачи программы: овладение базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками арт-терапии, получение необходимых методик и техник.

В процессе обучения предполагается дать общее представление об арт-терапии, о ее месте в психотерапии в целом; представить обзор основных направлений арт-терапии, ее принципах теоретических основах, представить обзор основных визуальных видов арт-терапии. Обучить слушателей диагностическим возможностям и принципам интерпретации творческого продукта клиента, основам интерпретации рисунка, обучить основам сказкотерапии, обучить основам песочной терапии.

 

Программа рассчитана на 120 аудиторных часов, в т.ч. лекции – 20 ч., (овладение теоретическим материалом), практические занятия – 100 ч., включают в себя практические занятия с обязательным последующим разбором созданного слушателями практического материала и его обсуждением.

 

Автор и ведущий: Арутюнян Анаит Юрьевна, психолог-консультант, действительный член РОО «Арт- терапевтическая Ассоциация», преподаватель ГУ ВШЭ. 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

? п/п

Наименование дисциплины

Дидактические единицы

Лекционный материал

Практические занятия

 1.

Арт-терапия как направление в психотерапии

Понятие арт-тарпии, история развития, современные направления арт-терапии, теоретические основы и методологические принципы, используемые материалы, понятие метафоры, понятие символического, условия работы арт-терапевета

4

2

2.

Визуальные виды в арт-терпии

Рисунок , лепка, коллаж, маски, куклы. Диагностические возможности и принципы интерпретации творческого продукта клиента, основы интерпретации рисунка и ключи к его пониманию, патологический рисунок.

6

30

3.

Сказкотерапия

Теоретические аспекты, виды сказок, структура волшебной сказки, архетип, работа с метафорой, методы проективной диагностики, техники сказкотерапевтического консультирования

2

14

4.

Песочная терапия

История возникновения, принципы работы с песком, техника безопасности, необходимый инструментарий, стратегии ведения терапевтического процесса, ключи к пониманию песочной картины

2

14

5.

Куклотерапия

Технологии создания и техники работы с куклами, марионетками

2

10

6.

Маскотерапия

Социальный и архетипический ролевой репертуар, техники работы с внутриличностными конфликтами, ролевыми стереотипами

2

14

7.

Мандалы

Понятие мандалы, техники психодиагностики и принципы работы с кризисными состояниями с помощью мандал

2

12

8.

Коллаж

Работа с коллажем

-

4

 

ИТОГО:

20

100

 

Распечатать