Программа
повышения квалификации
«Арт-терапия»
(120 аудиторных часов)
Автор программы:
Психолог-консультант
Пояснительная записка
Данная долгосрочная программа по арт-терапии (далее - программа) предполагает знакомство с понятием арт-терапии, теоретическими основами и методологическими принципами, историей развития арт-терапии, различными школами и направлениями, а так же отличиями арт-терапии от других направлений в психотерапии.
В наше время арт-терапия представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между автором художественной работы, самой работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается как важное средство межличностной коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые ему непросто выразить словами.
Арт-терапия практически не имеет противопоказаний, и с этой точки зрения трудно переоценить ее значение. Это наиболее мягкий и безопасный способ работы с бессознательным материалом клиента. Работа и разговор строится как бы не о клиенте, а о продукте его творчества, что позволяет делать процесс терапии более щадящим.
Программа включает краткую историю возникновения арт-терапии, обзор основных видов терапии искусством и применяемых в работе материалов. Более подробно освещены визуальные виды арт-терапии, сказкотерапия и песочная терапия, а так же маскотерапия и работа с мандалами.
Программа ориентирована не только на получение теоретических знаний, но в первую очередь на обретение практических навыков работы. Поэтому основное количество учебных часов отведено именно практическим занятиям, что позволяет дать в руки психологам готовый для применения к работе практический материал. В процессе обучения слушатели данной программы так же смогут исследовать свой внутренний мир и бессознательный материал, поскольку группа является учебно-терапевтической. Таким образом, программа по арт-терапии предполагает не только обучение техниками и методикам, но и оказывает психотерапевтическое влияние на слушателей, обеспечивая их личностный рост.
Арт-терапия входит в основные направления психотерапии и в последнее время занимает все более прочное положение на рынке психологического консультирования. Это одна из немногих практик, которая практически не имеет противопоказаний. Ее методики и техники используют в своей работе психологи очень многих направлений. Арт-терапия может быть использована для диагностики, психокоррекции и терапии. Может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми.
Цель программы: Дать представление о том, что такое арт-терапия, каковы ее возможности, особенности, преимущества в психотерапевтической работе. А так же сформировать необходимые практические профессиональные навыки.
Программа ориентирована на лиц, имеющих образование не ниже среднего профессионального (не зависимо от профиля подготовки) и желающих освоить основы по арт-терапии и глубже познакомиться с собой.
Задачи программы: овладение базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками арт-терапии, получение необходимых методик и техник.
В процессе обучения предполагается дать общее представление об арт-терапии, о ее месте в психотерапии в целом; представить обзор основных направлений арт-терапии, ее принципах теоретических основах, представить обзор основных визуальных видов арт-терапии. Обучить слушателей диагностическим возможностям и принципам интерпретации творческого продукта клиента, основам интерпретации рисунка, обучить основам сказкотерапии, обучить основам песочной терапии.
Программа рассчитана на 120 аудиторных часов, в т.ч. лекции – 20 ч., (овладение теоретическим материалом), практические занятия – 100 ч., включают в себя практические занятия с обязательным последующим разбором созданного слушателями практического материала и его обсуждением.
Автор и ведущий: Арутюнян Анаит Юрьевна, психолог-консультант, действительный член РОО «Арт- терапевтическая Ассоциация», преподаватель ГУ ВШЭ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
? п/п |
Наименование дисциплины |
Дидактические единицы |
Лекционный материал |
Практические занятия |
1. |
Арт-терапия как направление в психотерапии |
Понятие арт-тарпии, история развития, современные направления арт-терапии, теоретические основы и методологические принципы, используемые материалы, понятие метафоры, понятие символического, условия работы арт-терапевета |
4 |
2 |
2. |
Визуальные виды в арт-терпии |
Рисунок , лепка, коллаж, маски, куклы. Диагностические возможности и принципы интерпретации творческого продукта клиента, основы интерпретации рисунка и ключи к его пониманию, патологический рисунок. |
6 |
30 |
3. |
Сказкотерапия |
Теоретические аспекты, виды сказок, структура волшебной сказки, архетип, работа с метафорой, методы проективной диагностики, техники сказкотерапевтического консультирования |
2 |
14 |
4. |
Песочная терапия |
История возникновения, принципы работы с песком, техника безопасности, необходимый инструментарий, стратегии ведения терапевтического процесса, ключи к пониманию песочной картины |
2 |
14 |
5. |
Куклотерапия |
Технологии создания и техники работы с куклами, марионетками |
2 |
10 |
6. |
Маскотерапия |
Социальный и архетипический ролевой репертуар, техники работы с внутриличностными конфликтами, ролевыми стереотипами |
2 |
14 |
7. |
Мандалы |
Понятие мандалы, техники психодиагностики и принципы работы с кризисными состояниями с помощью мандал |
2 |
12 |
8. |
Коллаж |
Работа с коллажем |
- |
4 |
|
ИТОГО: |
20 |
100 |