Анализ сложившейся ситуации в современной
школе показывает, что интересы, проблемы, вопросы
учащихся и взрослых, являющихся участниками
школьной жизни, имеют общее. Наиболее часто на
обсуждение с психологом выдвигаются темы,
значимые для учащихся, учителей, родителей.
На языке учащихся и взрослых это:
- психическое здоровье;
- взаимоотношения в классе;
- выбор друзей и отношения с ними;
- умение общаться;
- решение проблем без оскорбления достоинства
других людей;
- способности;
- самостоятельность;
- инициативность;
- терпимость по отношению к окружающим;
- организованность;
- уверенность;
- отношения между полами;
- отношения с учителями, родителями;
- выбор профиля обучения, профессии.
Кроме того, проблемы, которые затрагиваются
данными темами, встречаются в анкетах,
опросниках учащихся, родителей, учителей.
Таким образом, если существуют сходные
значимые для детей и взрослых темы и проблемы, то,
возможно, существуют и технологии, которые
позволят психологу эффективно устанавливать
контакт между учащимися, учителями и родителями.
Раздел 1
Основное понимание психологического
сопровождения.
Прежде всего, что значит “сопровождать”?
В словаре русского языка мы читаем: cопровождать
- значит идти, ехать вместе с кем-либо в
качестве спутника или провожающего. То есть,
сопровождение ребенка по его жизненному пути -
это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда -
чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Взрослый внимательно приглядывается и
прислушивается к своему юному спутнику, его
желаниям, потребностям, фиксирует достижения и
возникающие трудности, помогает советами и
собственным примером ориентироваться в
окружающем мире, понимать и принимать себя. Но
при этом не пытается контролировать, навязывать
свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок
потеряется или попросит о помощи, помогает ему
вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни
его умудренный опытом спутник не могут
существенно влиять на то, что происходит вокруг
Дороги. Взрослый также не в состоянии указать
ребенку путь, по которому непременно нужно идти.
Выбор Дороги - право и обязанность каждой
личности, но если на перекрестках и развилках с
ребенком оказывается тот, кто способен
облегчить процесс выбора, сделать его более
осознанным - это большая удача.
Именно в таком сопровождении школьника на всех
этапах его школьного обучения и видится основная
цель школьной психологической практики.
Прежде чем дать научное определение парадигмы
сопровождения, необходимо отметить следующее:
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно
организованной, разнообразной по формам и
направленности среде. По своей природе эта cреда
социальна, так как представляет собой систему
различных отношений ребенка со сверстниками и
школьниками другого возраста, педагогами,
родителями (своими и одноклассников), другими
взрослыми, участвующими в школьном процессе. По
своему содержанию она может быть
интеллектуальной, эстетической, этической,
бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок
оказывается перед множеством разнообразных
выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как
учиться и как строить свои отношения с учителями,
как общаться со сверстниками, как относиться к
тем или иным требованиям и нормам и многое
другое. Можно сказать, что школьная cреда
предлагает школьнику на выбор множество дорог и
путей, по которым можно идти и развиваться.
В помощь предлагаются окружающие его взрослые,
которые в силу своей социальной,
профессиональной или личностной позиции могут
оказать школьнику разнообразную поддержку.
Прежде всего-это, Педагог, Родитель и Психолог.
Роль педагога сводится, в самом
общем виде, к четкой и последовательной
ориентации школьника на определенные пути
развития, прежде всего -интеллектуального и
этического (“каждый человек должен знать то-то и
то- то, уметь вести себя так-то и так-то”). Именно
педагог задает большинство параметров и свойств
школьной cреды, создавая и реализуя (часто
неосознанно) концепции обучения и воспитания,
нормы оценивания поведения и учебной успешности,
стиль общения и многое другое.
Родитель выполняет в данной системе
роль носителя и транслятора, определенных
микрокультурных ценностей - религиозных,
этических и пр., но при этом его воздействие носит
скорее не формирующий, а регулирующий характер.
Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор
ребенком конкретных целей и задач школьной
жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть
те пути развития, движение по которым
нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка
как c физической и правовой точек зрения, так и с
точки зрения семейных, культурных, религиозных,
национальных традиций.
Школьный психолог:
Его задача:
- создавать условия для продуктивного движения
ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в
соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а
иногда и в противовес им), помогать ему делать
осознанные личные выборы в этом сложном мире,
конструктивно решать неизбежные конфликты,
осваивать наиболее индивидуально значимые и
ценные методы познания, общения, понимания себя и
других. То есть деятельность психолога во многом
задается той социальной, семейной и
педагогической системой, в которой реально
находится ребенок и которая существенно
ограничена рамками школьной среды;
- определение психологических критериев
эффективного обучения и развития школьников;
- разработка и внедрение определенных
мероприятий, форм и методов работы, которые
рассматриваются как условия успешного обучения
и развития школьников;
- приведение этих создаваемых условий в
некоторую систему постоянной работы, дающую
максимальный результат.
Итак, сопровождение - это система
профессиональной деятельности психолога,
направленной на создание социально-
психологических условий для успешного обучения
и психологического развития ребенка в ситуациях
школьного взаимодействия.
Объект - обучение и психологическое
развитие ребенка в ситуации школьного
взаимодействия;
Предмет – социально - психологические
условия успешного обучения и развития;
Метод - сопровождение.
Психологическое сопровождение в средней школе
№42 осуществляется в 1-4;5-9;10-11 классах.
Цель психологической программы:
Способствовать образовательно-культурному
развитию России; гуманизации школьных отношений;
инновационной образовательной деятельности
педагогов, связанной с внедрением
личностно-ориентированных технологий обучения;
социализации и творческому развитию учащихся;
выстраиванию гармоничных отношений между
учащимися, педагогами и родителями в школьной
ситуации развития; внедрению эффективных
психологических технологий в практику
образования.
Сопровождение рассматривается нами как
процесс, в рамках которого могут быть выделены
обязательные взаимосвязанные задачи.
Задачи:
1. Следовать за естественным развитием ребенка
на данном возрастном и социокультурном этапе
онтогенеза с опорой на личные достижения,
которые реально есть у ребенка.
2. Учитывать безусловную ценность внутреннего
мира каждого школьника, приоритетность
потребностей, целей, и ценностей его развития.
3. Создавать условия для самостоятельного
творческого освоения детьми системы отношений с
миром и самим собой, а также для совершения
каждым ребенком личностно-значимых жизненных
выборов. (Интеллектуальных, этических,
эстетических).
Побуждать ребенка к нахождению
самостоятельных решений, принятию на себя
ответственности за собственную жизнь.
4. Систематически отслеживать
психолого-педагогический статус ребенка и
динамику его психического развития в процессе
школьного обучения.
5. Создавать социально-психологические условия
для развития личности учащихся и их успешного
обучения.
6. Создавать специальные
социально-психологические условия для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии обучении.
Соответственно, деятельность психолога в
рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа
школьной среды с точки зрения тех возможностей,
которые она представляет для обучения и развития
школьника, и тех требований, которые она
предъявляет к его психологическим возможностям
и уровню развития.
2. Определение психологических критериев
эффективного обучения и развития школьников.
3. Разработку и внедрение определенных
мероприятий, форм и методов работы, которые
рассматриваются как условия успешного обучения
и развития школьников.
4. Приведение этих создаваемых условий в
некоторую систему постоянной работы, дающую
максимальный результат.
Основные направления психологического
сопровождения:
1. Психологическое просвещение;
2. Психологическое консультирование;
3. Психологическая диагностика;
4. Психологическая коррекционно - развивающая
работа.
Предполагаемый результат.
Изучение эффективности программы соотносится
с поставленной целью и задачами. Методами оценки
эффективности программы являются: опросы
учащихся, учителей, родителей;
- индивидуальные и групповые интервью;
- наблюдения (за проведением конкретных занятий,
интересов их участников к содержанию, динамикой
в отношениях и др.).
- повышение эффективности стимулирования
педагогов к внедрению личностно-ориентированных
технологий обучения с учетом: динамики
готовности учителей к педагогическим
инновациям;
- установление диалоговых отношений между
учащимися, учителями, родителями; формирование
готовности к поиску вариантов решения проблем, к
гибкому вариативному поведению в сложных
жизненных ситуациях.
Критерии:
- степень включенности взрослых в программу
психологических занятий;
- продуктивность совместной деятельности;
- удовлетворенность диалогом;
- определение стиля поведения в ситуациях
разногласия.
- создание условий для развития устремлений
учащихся и взрослых (познавательных, творческих,
эмоционально-личностных) через выявление
содержания индивидуальности учащихся,
рассмотрение горизонтов личностного развития,
особенностей саморазвития. Системность
мышления. Включенность в групповые отношения.
Личностная саморегуляция. Тревожность.
Стрессоустойчивость;
- самоопределение. Потребность в самопознании;
- самореализация родителей - в самореализации
детей через развитие рефлексии особенностей
воспитания и обучения ребенка, общения с ним;
- характеристика родительского отношения:
ориентация на принятие ребенка, кооперацию в
решении проблем;
- последовательность в воспитании детей.
Требования к знаниям и умениям при реализации
программы психологического сопровождения.
Психологу, социальному педагогу, классному
руководителю, выбравшему в своей работе
стратегию сопровождения необходимо иметь:
1. Навыки эффективного общения (умение
устанавливать контакт, слушать и говорить,
выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);
2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации,
знать ее особенности и учитывать их в построении
практических гипотез;
3. Навыки организации групп детей (разного
возраста), детей и взрослых на совместную
деятельность и общение;
4. Технологические, интерпретационные и
аналитические умения;
5. Навыки нейтрального, безусловного,
уважительного, заинтересованного поведения и
творческого мышления в разрешении конфликтных
ситуаций, жизненных проблем;
6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать
межличностные ситуации.
Среди личностных черт имеют особое значение:
ответственность, уверенность в себе,
уважительное отношение к людям, оптимизм,
чувство юмора.
Раздел 2
Содержание психологического сопровождения
учащихся, учителей, родителей.
Идея непрерывности ПС обуславливается как
закономерностями развития:
- детей (возрастные кризисы возникновения
психологических новообразований);
- педагогического коллектива (динамики
группового процесса);
- детско-родительских отношений.
Так и ситуативными кризисами отношений.
Общение родителей и детей является
детерминантой развития ребенка (В.В.Столин), хотя
родители не имеют не только родительского
образования, но даже минимальной педагогической
поддержки.
О психологическом сопровождении учителей.
ПС учителей позволяет педагогам преодолевать
психологические барьеры, связанные с
готовностью к нововведениям, развивать стилевые
характеристики общения, позитивные
взаимоотношения друг с другом, администрацией,
родителями, детьми. ПС учителей имеет
психопрофилактическую направленность,
связанную с приобретением учителями навыков
психической саморегуляции. К сожалению,
большинство личностных проблем учителя серьезно
отражается на качестве их труда (см. журнал
“Педагогика”,№3,1996г.)
Одним из направлений ПС педагогов является
консультирование и просвещение: В
консультировании педагогов можно выделить три
направления:
1) консультирование педагогов-предметников и
воспитателей (классных руководителей) по
вопросам разработки и реализации психологически
адекватных программ обучения и воспитательного
воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках
которого происходит разработка и планирование
единой психолого-педагогической стратегии
сопровождения каждого ребенка в процессе его
обучения, а также определенных ученических групп
и параллелей;
3) социально-посредническая работа
психологической службы в ситуациях разрешения
различных межличностных и межгрупповых
конфликтов в школьных системах отношений:
учитель-учитель, учитель-ученик, учитель
-родители и др.
Психологическое просвещение педагогов
направлено на создание таких условий, в рамках
которых педагоги могут получить профессионально
и личностно значимое для них знание, позволяющее:
- организовать эффективный процесс предметного
обучения школьников с содержательной и
методической точек зрения;
- построить взаимоотношения со школьниками и
коллегами;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении
с другими участниками внутришкольных
взаимодействий.
О психологическом сопровождении родителей.
В процессе непрерывного ПС родителей психолог
имеет возможность обсуждать и развивать
родительское отношение к воспитанию и обучению
детей, к особенностям работы учителей,
администрации, что позволит сблизить
индивидуальные смысловые контексты обучающихся
с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в
образовательных ситуациях.
|