ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Юнгианская психотерапия

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт аналитической психологии и психоанализа»

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по направлению 030300.68 Психология

Магистерская программа

«Юнгианская психотерапия»

Квалификация: магистр психологии

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: очно-заочная, заочная (дистантная - он-лайн режим)

 

 

 

Обучение осуществляется по очно-заочной (группа выходного дня)  и  заочной (дистантной в он-лайн режиме) формам обучения

 

Ведущий специалист программы – Хегай Лев Аркадьевич  

 

 

? п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Наименование дисциплин

дидактические единицы

Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание,

специальная профессион. подготовка,

членство в профессион. сообществах

М.1

Общенаучный цикл

1

Методологические основы психологии

I.   Общее понятие методологии науки.

Типы методологического знания

II.   Уровневое строение методологического знания

1. Уровень философской методологии

2. Уровень общенаучной методологии

3. Уровень частнонаучной методологии

4. Уровень отдельного научного исследования

III.   Значение методологического анализа для психологии

Умрихин Владимир Владимирович

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры Общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

- автор более 100 научных публикаций, в том числе 1 монографии;

- лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность;

Сфера профессиональных и научных интересов: общая психология, методологические основы психологии, психология личности.

2

Планирование

теоретико-эмпирических исследований

I.   Структура и функции научного исследования

II.   Теоретическое и эмпирическое в научном исследовании

III.   Методологические принципы планирования научного исследования

IV.   Логика научного исследования и его изложение

Умрихин Владимир Владимирович

 

3

Качественные и количественные методы исследования в психологии

1. Понятие количественных и качественных методов исследования

2. Количественные методы исследования: классификация

3. Соответствие количественных методов типам исследовательских задач

4. Требования к количественным методам: валидность, надежность

5. Качественные методы: статус качественных методов в психологии

6. Контент-анализ

7. Феноменологическое интервью

8. Case-study как направление качественных исследований

9. Проективные методики (классификация)

10. Методы понимающей психологии в психоаналитически-ориентированной психотерапии

Улыбина Елена Викторовна

- доктор психологических наук, профессор;

- профессор кафедры Общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ;

- автор более 60 научных публикаций, из них 2 монографии и 2 учебных пособия;

- входит в состав Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ;

Сфера профессиональных и научных интересов:· психология личности, психосемантика, психология идентичности, психология искусства.

Федосеева Анна Михайловна

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры психологии образования МПГУ;

- автор 60 научных публикаций, 2 монографий, 7 учебно-методических пособий;

- исполнительный директор Общества человеко-центрированного подхода г. Москва;

- член Российского психологического общества, Московского отделения, секция – психология личности, член Общества человеко-центрированного подхода.

Сфера профессиональных и научных интересов:· психологическая компетентность специалиста, психология сознания и переживания жизненных кризисов, экзистенциально-гуманистический подход в консультировании, субъектность в консультативной психологии.

4

Религиозно-философские аспекты психологии Юнга

1. Эволюция представлений о бессознательном в европейской философии.

2. Психология религии. Психологические проблемы как кризисы духовного развития.

3. Философия и психология алхимии.

4. Юнг о йоге и восточной философии.

5. Гностические исследования Юнга. 

Хегай Лев Аркадьевич

основатель МААП и РОАП,

член Методического совета МААП;

- индивидуальный член IAAP c 2004г.,

- автор и соавтор учебных пособий и многочисленных статей и докладов по аналитической психологии;

- Сфера профессиональных и научных интересов: глубинная психология, постмодернизм, мистико-религиозные учения

 

5

Аналитическая психология: история и современность.

1. Жизнь Юнга - драматическая история самореализации бессознательного. Юнг и Фрейд.

2. Интеллектуальные предшественники.

3. Цюрихский психологический клуб. Общество «Эранос». Институт Юнга в Цюрихе. Развитие аналитической психологии в других странах. Основные школы в постъюнгианстве. История аналитической психологии в России.

4. Вклад Юнга в научную психологию и влияние его идей на различные направления психотерапии. Место аналитической психологии в современных науках о человеке.

Раевский Станислав Олегович

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры педагогической психологии психологического факультета МГУ;

- индивидуальный член IAAP c 2004г., основатель МААП и РОАП, член Методического совета МААП;

- автор статей и докладов по аналитической психологии;

- Сфера профессиональных и научных интересов: глубинная психология, преподавание психологии, развитие личности

6

Детский юнгианский анализ и песочная терапия 

1. Юнгианская теория детского развития

2. Методология детского анализа

3. Практика песочной терапии  

Скавитина Анна Валерьевна

- преподаватель кафедры педагогической психологии психологического факультета МГУ;

- член Методического совета МААП;

- Сфера профессиональных и научных интересов: детский психоанализ, типология

М.2

Профессиональный цикл

1

Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

I.   Проблема предмета психологии ХХ столетия

1 Раскол предмета и открытый кризис психологии начала ХХ века

2. Предмет психологии в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, понимающей психологии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии

II.   Деятельность. Сознание. Личность как базовые психологические категории

Деятельность. Сознание. Личность как ведущие категории отечественной психологии

III.   Актуальные проблемы теоретической и практической психологии личности

1. Органические предпосылки личности

2. Индивидные предпосылки личности

3. Личность в узком психологическом смысле слова: мотивационно-смысловая система как структурообразующая основа личности

4. Аномалии личности: пограничные расстройства

(неврозы, акцентуации, психопатии, психозы).

Медицинский и психологический подходы

5. Значение психологии личности для психологического консультирования и психотерапии. 

Умрихин Владимир Владимирович

 

2

Научные школы и теории в современной практической психологии

I.   Структура психологии как науки и практики: научные  школы; научные направления

отрасли; предметные области.

II.   Содержательное раскрытие  научных школ

1. Бихевиоризм, необихевиоризм и когнитивизм как теория и психологическая практика.

2. Принцип  целостности в гештальт-психологии и гешталь-терапии (принципиальные различия).

3. Психоанализ как общепсихологическая теория и психотерапевтическая практика.

4. Ценность человека  в гуманистической психологии и психотерапии.

5. Человек в поисках смысла: экзистенциальная психология и психотерапия

6. Теоретические традиции российской психологии ХХ века (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Узнадзе и др.).

7. Адлер – индивидуальная психотеапия.

8. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

9. Трансперсональная психология.

10. Телесно-ориентированная психотерапия.

11. Психодрамма Я.Морено. 

Умрихин Владимир Владимирович

 

3

Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы

1. Отрасль как структурная единица психологии,

ее отличия от школ и направлений

2. Историческая необходимость возникновения отраслей психологии

3. Примеры наиболее важных отраслей

4. Вторичный характер появления общей психологии: содержание, функции и структура  общей психологии

5. Три типа профессиональной деятельности в психологии: фундаментальная наука, прикладная наука, психологическая практика

6. Структура и содержание психологической практики (немедицинской: психологический подход): психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия (в том числе специфика групповой и детской психотерапии)

7. Институциональная база психологической науки и практики 

Умрихин Владимир Владимирович

 

4

Статистические методы в психологии

1. Измерения в психологии. Шкалы измерений. Понятие статистических распределений

2. Методы первичной статистической обработки данных

3. Проверка статистических гипотез. Классификация статистических задач

4. Методы корреляционного и регрессионного анализа

5. Критерии различий и сдвигов для двух и более выборок

6. Факторный  и дисперсионный анализ

7. Кластерный анализ 

Улыбина Елена Викторовна

 

Федосеева Анна Михайловна

 

5

Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

1. Использование технологий on-line коммуникаций в различных областях практической психологии

2. Компьютер как средство психодиагностики

3. Основные методы компьютерной психодиагностики. Преимущества и ограничения использования компьютера в диагностических целях

4. Компьютер как средство количественного анализа и представления данных (результатов исследования)

5. Информационные технологии как средство визуализации психологических данных

6. Компьютерные методы поиска научной информации

7. Web-проектирование

Федосеева Анна Михайловна

 

6

Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Подготовка и представление методологического аппарата научно-исследовательской работы

Умрихин Владимир Владимирович

 

Модуль

«Теория аналитической психологии»

1

Юнговская теория психики и ее развитие

1. Коллективное бессознательное, архетипы

2. Феноменология и симптоматика комплексов

3. Полярности, противостояние инстинкта и духа

4. Самость и нуминозный опыт

5. Личность и индивидуация

6. Кризисы и развитие личности

Пуртова Елена Анатольевна

- кандидат психологических наук;

- зав. кафедры психологического консультирования ВШП;

-  со-основатель МААП, член Методического совета МААП;

- супервизор Института К.Г.Юнга (Цюрих)

- автор статей и докладов по аналитической психологии;

- Сфера профессиональных и научных интересов: глубинная психология, методология, супервизии

2

Теория сновидений К.Г.Юнга 

1. Символ и трансцендентная функция

2. Язык бессознательного

3. Компенсация;

4. Телеологический подход

5. Толкование сновидений

6. Сны в контексте измененных состояний сознания. Сновидения и творчество

7. Особые способы работы с образами сна

Раевский Станислав Олегович

 

3

Юнгианская типология и юнгианская теория развития

1. Теория психологических типов Юнга

2. Развитие типологии Юнга постъюнгианцами

3. Архетипические типологии и специальные тесты

4. Юнгианская культурология

5. М.Фордхам и объектные отношения

6. Стадии развития по Э.Нойману

7. Архетип инициации и личностный миф

Пуртова Елена Анатольевна 

 

4

Гендерные исследования в контексте глубинной психологии

1. Архетипы Анимы и  Анимуса

2. Феминность и четверица

3. Психологические отношения в браке

4. Влияние Юнга на пост-феминистские исследования

Хегай Лев Аркадьевич 

 

Модуль

«Юнгианская психопатология»

1

Параноидные и шизоидные личности. Травматические расстройства. Психозы. Юнгианская психиатрия.

1. Общий подход  к юнгианской  психопатологии

2. Архетипы и типы  в психопатологии

3. Современная теория травмы

4. Параноидно-шизоидные расстройства

 

Пуртова Елена Анатольевна 

 

2

Депрессивные, маниакальные, истерические и мазохистические личности.

1. Юнгианский подход к депрессии

2. Юнгианский подход к мазохизму

3. Истерия и комплекс Кассандры

 

Хегай Лев Аркадьевич 

 

3

Компульсивные личности. Патологические зависимости

(включая наркоманию). Психосоматика.

1. Юнгианский подход к наркомании и патологическим зависимостям

2. Архетип Трикстера в психопатологии.

3. Тело и душа. Юнгианская  психосоматика

 

Раевский Станислав Олегович 

 

4

Нарциссические и аутические расстройства личности. Представление о защитах самости

1. Юнгианский подход к нарциссизму

2. Защиты Самости  и аутизм

 

 

 

Пуртова Елена Анатольевна 

 

Модуль

«Практика и техника  юнгианского  анализа»

1

Общая методология анализа. Кризисы, индивидуация и развитие.

1. Психическое здоровье, индивидуация и аналитические отношения. Взаимная трансформация в анализе. Анализ как «четвертичный брак».

2.Вклад Юнга в современные представления о переносе и контрпереносе.

3. Проблема учебного анализа. Клинический и научный аспекты в анализе.

4. Аналитический ритуал  (частота и продолжительность сессий, использование кушетки, гонорар и символизм денег, особые договоренности)

5.  Первичное интервью.  Завершение анализа

6. Использование тестов и других психодиагностических инструментов

Хегай Лев Аркадьевич 

 

2

Юнгианский подход к работе со сновидениями.

1. Подход К.Г.Юнга и цюрихской школы

2. Подход Х.Дикмана

3. Подход Э.Росси

4. Методы работы со снами Холла, Хилла, Боснака и др. современных аналитиков

Раевский Станислав Олегович 

 

3

Активное воображение и амплификация.

1. Метод амплификации К.Г.Юнга

2. Активное воображение и развитие этого метода после Юнга

Раевский Станислав Олегович 

 

4

Рисунки, сказки и арт-терапевтические техники в юнгианском анализе. Навыки самоанализа. Ведение дневника и другие специальные юнгианские техники для самопознания и личностного роста.

1. Психология сказки и сказко-терапия

2. Рисунки и арт-терапевтические методы в анализе

3. Отдельные авторские техники в аналитической психологии

 

Раевский Станислав Олегович 

 

Модуль

« Специальные методы в аналитической психологии»

1

Процессуальная и групповая терапия

1. Основы процессуальной терапии

2. Техники процессуальной терапии

Раевский Станислав Олегович

 

2

Юнгианская символодрама

1. История и теория символодрамы

2. Символодраматические техники

Пуртова Елена Анатольевна

 

3

Архетипический и типологический подход в бизнес-психологии

1. Использование Юнговской типологии в бизнес-консультировании

2. Архетипический подход к бизнесу

3. Методика К.Пирсон «12 базовых архетипов»

Хегай Лев Аркадьевич

 

М.3

Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа

 

Распечатать