Примеры схем студийного света

Профессиональные фотографы прекрасно знают, что одним из ключевых моментов в создании идеального снимка является грамотно расставленный свет. Даже при уличной съемке фотографы носят с собой отражатели и зонтики, которые позволяют направить на модель максимальное количество солнечных лучей. Но когда речь заходит о схеме студийного света, то все становится гораздо серьезнее.

Небольшое вступление

Схемы света для студийной съемки – это целая наука. Конечно же, есть некоторые шаблоны, по которым работают новички – неопытные фотографы часто используют их при семейных или портретных фотосессиях, например, на паспорт. Опытный, талантливый и профессиональный фотограф всегда будет импровизировать. Он возьмет во внимание особенности внешности и фигуры модели, стиль фотосессии, одежду, макияж; примет во внимание пожелания (если это не ТФП съемка) и, просуммировав все эти факторы, сможет наиболее грамотно для конкретного случая настроить свет. Для тех, кто только начинает знакомиться с этим видом искусства, мы предлагаем проанализировать шаблоны.

Схемы студийного света позволяют либо сделать фото максимально ярким, либо приглушенным, интимным. Чтобы добиться желаемого результата настройте лампы, как указано в инструкции, сделайте пару снимков, а после подкорректируйте их, исходя из особенностей внешности модели. Ниже мы представим схемы студийного света с примерами.

Портрет – как много в этом слове…

Если современный человек слышит словосочетание “студийный портрет”, сразу вспоминается фото на паспорт: белый фон, яркое, обрисованное лицо, отчетливо видна каждая деталь – все это благодаря большому количеству источников освещения и их высокой яркости. Но схема студийного света для портрета может быть совсем иной – тусклой, интимной, мягкой. Что же, давайте поочередно рассмотрим каждый из вариантов:

  • Для того чтобы портрет получился максимально ярким, выразительным, четким, но при этом художественным, интересным, не плоским, а многогранным, нужно прибегнуть к некоторой световой хитрости. Устанавливается четыре софтбокса: самый большой – четко позади модели, два поменьше – сзади, направленные по диагонали в спину позирующего, четвертый – по диагонали, но впереди. Основная лампа направлена прямо на самый большой софтбокс. В результате мы получаем очень яркую сцену, но при этом свет не прямо и не плоско освещает лицо модели, а гармонично заполняет окружающее пространство.

Примеры схем студийного света

  • Есть схема студийного света для художественного портрета, которая называется “рембрандтовской” и позволяет добиться эффекта полумрака, из которого четко просматривается лицо. Принцип основан на рисунках Рембрандта – он усаживал своих моделей в развороте 3/4 от окна, из которого падал прямой свет. Поэтому и нам нужно расположить софтбокс (не прожектор!) именно так, а в качестве дополнения можно слегка подсветить фон.

Примеры схем студийного света

Мягкая дымка

Чаще всего данный тип освещения выбирают для интимных съемок моделей в полуобнаженном виде или для тематической фотосессии, где требуется очень мягкий и рассеянный свет. Именно такого эффекта фотограф добивается с помощью двух огромных софтбоксов, которые размещаются позади модели, каждый по диагонали, свет направлен в спину. Перед моделью также установлен источник света, приглушенный отражающим зонтиком. Лучше всего при такой схеме освещения делать фото на темном фоне и использовать вспомогательные эффекты в виде дыма, рассеянных брызг, мыльных пузырей и т.д.

Примеры схем студийного света

В ярких лучах софитов

Некоторые профессионалы называют эту схему студийного света “гамин”, так как основной критерий оценки – чрезмерная яркость. Причем лучи света от всех источников максимально сосредоточены именно на модели, а фон при этом остается практически без внимания. Двумя лампами с прямыми лучами освещается спина позирующего человека, а фронтально на него смотрит прожектор, слегка приглушенный зонтиком, или софтбоксом. При таком положении света фото, лицо модели, элементы одежды становятся невероятно выразительными. Поэтому к фотосессии стоит тщательно подготовиться и сделать образ безупречным.

Примеры схем студийного света

Игра света и тени

Если вы хотите сделать выразительные, четкие, сочные фотографии, но при этом не гонитесь за максимальной яркостью, то эта схема студийного света с двумя источниками подойдет идеально. Первый устанавливается справа от фотографа и диагонально освещает сцену. Важно, чтобы он был поднят на высоту человеческого роста или чуть-чуть выше. Второй источник находится в заднем противоположном углу – это небольшой софтбокс. Еще один важный момент – отражатель. Он должен играть роль прямой стенки, идущей вдоль сцены справа от фотографа. В результате получаются живые, оригинальные снимки, на которых есть и модель, и ее тень.

Примеры схем студийного света

Силуэтная съемка

Если вы сосредоточены исключительно на фигуре модели и вам не нужно, чтобы детально просматривалось ее лицо или одежда, то, скорее всего, потребуется силуэтная схема студийного света. Тут все просто: вы устанавливаете два прожектора позади модели так, чтобы они диагонально освещали ее спину и заслоняете их черными зонтиками. Если лица вообще не должно быть видно, погасите все остальные источники света в студии, даже те, которые не относятся к сцене. Если все-таки нужен мягкий луч, освещающий лицо, установите маленький софтбокс, который будет диагонально подсвечивать модель с переднего плана.

Примеры схем студийного света

Пришедшие из тьмы

Съемка на черном фоне – очень сложна. Для того чтобы снимки получились удачными (особенно если речь идет о портрете) лучше всего использовать петлевое освещение. Суть его заключается в том, что используется один единственный источник света, который располагается на уровне человеческого роста, и “смотрит” на лицо под углом примерно 35 о.

Если вы выбираете яркий прожектор, то фото получатся контрастными – фона видно не будет, он станет глубоким черным, а силуэт модели получится очень ярким, четким и выразительным. Если же приглушить свет или использовать софтбокс, то фон слегка подсветится, модель будет выглядеть более мягко, исчезнет резкость и контрастность. Крайне важно уловить положение тени от носа – она есть ключ к грамотному монтажу прожектора. Тень не должна заполнять всю щеку, она должна быть маленькой, слегка направленной вниз. Скорректировать свет лампы можно исходя из особенностей модели, главное – уловить эту особенность.

Примеры схем студийного света

Освещение “бабочка”

Ну а это излюбленный трюк всех фотографов, которые делают снимки для модных журналов и каталогов. Модель на фото получается очень выразительной, но при этом не слишком яркой, фон подсвечен, но не пестрит.

Итак, источник света располагается прямо за фотографом, он фронтально “смотрит” на сцену, но при этом приподнят на уровне чуть выше человеческого роста. Основные признаки – “бабочки” – тоненькие тени от носа и подбородка, которые падают четко вниз. Схема одновременно простая и очень красивая.

Примеры схем студийного света

Съемка в обставленном помещении

Настроить свет и подобрать нужные источники на простом однотонном бумажном фоне – задача весьма простая. Но если нужно сделать тоже самое, только уже на фоне мебели, аксессуаров, прочих элементов декора – все усложняется.

Какой должна быть схема студийного света в интерьерной студии и как грамотно снять модель на фоне различных предметов? Основное правило – не использовать ярких прожекторов. Свет приглушается зонтиками или отражателями и софтбоксами. Далее расстановка источников освещения зависит от стиля и предпочтений. Вы можете заполнить светом все пространство – тогда снимки получатся очень яркими, будет видна каждая деталь – как на модели, так и в интерьере. Если помещение служит второстепенным фоном, то используйте освещение “бабочка” или же петлевую схему.

Семейная фотосессия

Схемы студийного света для съемки всей семьи, как правило, выбираются из наиболее ярких и светлых. Тут нет места полутонам, игре света и тени, и, конечно же, силуэтному освещению. В большинстве случаев схемы студийного света семейной фотосессии выстраиваются под “покровительством” софтбоксов. Большие устанавливают по диагонали сзади, те, которые поменьше – подсвечивают лица спереди и немного сверху – нечто вроде “эффекта бабочки”, но более яркое. Нередко вытянутые источники света располагаются по бокам и снизу – чтобы пол и ноги позирующих не оставались в тени.

Примеры схем студийного света

Заключение

Настройка света – дело тонкое. Не каждый фотограф может справиться с этой задачей и подстроиться под конкретную модель. Но если есть контакт, то расставить прожекторы и софтбоксы вы сможете интуитивно, ориентируясь на стиль фотосессии, на предпочтение модели и на ее особенности. Не бойтесь, экспериментируйте и придумывайте новые вариации.

Источник: fb.ru





Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий