ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 030300.68 Психология Магистратура

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт аналитической психологии и психоанализа»

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по направлению подготовки Психология

Магистерская программа

«Введение в методы индивидуальной и групповой психоаналитически-ориентированной психотерапии»

Квалификация: магистр психологии

Срок обучения: 2 года; 2,5 года

Форма обучения: очная, очно-заочная (группа выходного дня)

 

 

 

 

п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Наименование дисциплин

дидактические единицы

Ф.И.О.

ученая степень, ученое звание,

специальная профессиональная подготовка,

членство в профессиональных сообществах

М.1

Общенаучный цикл

  1.  

Методологические основы психологии

I.  Общее понятие методологии науки.

Типы методологического знания

II.  Уровневое строение методологического знания

1. Уровень философской методологии

2. Уровень общенаучной методологии

3. Уровень частнонаучной методологии

4. Уровень отдельного научного исследования

III.  Значение методологического анализа для психологии

Умрихин Владимир Владимирович

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры Общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

- автор более 100 научных публикаций, в том числе 1 монографии;

- лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность;

Сфера профессиональных и научных интересов: общая психология,методологические основы психологии, психология личности.

  1.  

Планирование

теоретико-эмпирических исследований

I.  Структура и функции научного исследования

II.  Теоретическое и эмпирическое в научном исследовании

III.  Методологические принципы планирования научного исследования

IV.  Логика научного исследования и его изложение

Умрихин Владимир Владимирович

 

  1.  

Качественные и количественные методы исследования в психологии

1. Понятие количественных и качественных методов исследования

2. Количественные методы исследования: классификация

3. Соответствие количественных методов типам исследовательских задач

4. Требования к количественным методам: валидность, надежность

5. Качественные методы: статус качественных методов в психологии

6. Контент-анализ

7. Феноменологическое интервью

8. Case-study как направление качественных исследований

9. Проективные методики (классификация)

10. Методы понимающей психологии в психоаналитически-ориентированной психотерапии

Улыбина Елена Викторовна

- доктор психологических наук, профессор;

- профессор кафедры Общих закономерностей развития психики факультета психологии Института психологии имени Л. С. Выготского РГГУ;

- автор более 60 научных публикаций, из них 2 монографии и 2 учебных пособия;

- входит в состав Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Институте Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ;

Сфера профессиональных и научных интересов:· психология личности, психосемантика, психология идентичности, психология искусства.

Федосеева Анна Михайловна

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры психологии образования МПГУ;

- автор 60 научных публикаций, 2 монографий, 7 учебно-методических пособий;

- исполнительный директор Общества человеко-центрированного подхода г. Москва;

- член Российского психологического общества, Московского отделения, секция – психология личности, член Общества человеко-центрированного подхода.

Сфера профессиональных и научных интересов:· психологическая компетентность специалиста, психология сознания и переживания жизненных кризисов, экзистенциально-гуманистический подход в консультировании, субъектность в консультативной психологии.

  1.  

Теоретические основы психоанализа

I.  Методологические основы психоанализа

1. Влияние и значение психоанализа для науки, культуры и общества

2. Концептуальная структура и сущность психоанализа

3. Направления и виды психоанализа

4. Новизна и актуальность психоанализа

II.  История психоанализа

1. Исторический путь развития психоанализа

2. Истоки психоанализа

3. Периодизация развития психоанализа

4. Три этапа развития классического психоанализа З.Фрейда и его сподвижников

5. Аналитическая психология К. Г.Юнга

6. Индивидуальная психология А.Адлера

7. Телесно-ориентированный психоанализ (В. Райх)

III.  Современный (четвертый) этап в развитии психоанализа

1. Теории объектных отношений

2. Структурный психоанализ Ж. Лакана

3. Селф психология Х..Кохута

4. Современный интерсубъективный и интерперсональный психоанализ

IV.  Теоретические составляющие психоанализа

1. Теория бессознательного

2. Теория сновидений

3. Теория символообразования

4. Теории личности

5. Теория страха и тревоги

6. Теория конфликта

7. Теория психосексуального развития

8. Теория сексуальности

V.  Психоаналитическая патопсихология

1. Психоаналитическая диагностика личности.

Первичное интервью.

2. Уровни развития организации личности:

неврозы, психозы, пограничные расстройства.

3. Типы организации личности: асоциальные, нарциссические, шизоидные, депрессивные, мазохистические, обсессивные, истерические, диссоциативные 

Павлова Ольга Николаевна

- кандидат психологических наук, доцент;

- заведующая кафедрой Общей и практической психологии МИАПП;

- автор 90 научных публикаций; из них 3 монографии, 4 учебно-методических пособия;

- специалист в области психоаналитической терапии;

- член правления, руководитель комитета клинического психоанализа; действительный член МОО «Русское психоаналитическое общество»;

Сфера профессиональных и научных интересов: междисциплинарное исследование проблемы женской идентичности в истории европейской культуры.

  1.  

Практика и техника психоанализа

I.  Начало и организация психоаналитического процесса.. Рабочий альянс, сеттинг

II.  Методология психоаналитического процесса

III.  Перенос и работа с ним

IV.  Сопротивление и его анализ

V.  Контрперенос

VI.  Завершение психоаналитической терапии.

Критерии эффективности психоаналитической терапии

Павлова Ольга Николаевна

 

  1.  

Прикладной психоанализ: психоанализ в искусстве

1. Психоанализ о природе художественного творчества

2. Толкование сновидений и проблема интерпретации образов

3. Фрейд и психоаналитическая интерпретация произведений искусства

4. Распространение психоанализа искусства после Фрейда

Пузырей Андрей Андреевич

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры Общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

- автор более 100 научных публикаций; из них более 10 методических пособий;

- почетный преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова;

Сфера профессиональных и научных интересов: философские проблемы психологии и психологии личности; психология искусства.

М.2

Профессиональный цикл

  1.  

Актуальные проблемы теории и практики современной психологии

I.  Проблема предмета психологии ХХ столетия

1 Раскол предмета и открытый кризис психологии начала ХХ века

2. Предмет психологии в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, понимающей психологии, гуманистической психологии, экзистенциальной психологии

II.  Деятельность. Сознание. Личность как базовые психологические категории

Деятельность. Сознание. Личность как ведущие категории отечественной психологии

III.  Актуальные проблемы теоретической и практической психологии личности

1. Органические предпосылки личности

2. Индивидные предпосылки личности

3. Личность в узком психологическом смысле слова: мотивационно-смысловая система как структурообразующая основа личности

4. Аномалии личности: пограничные расстройства

(неврозы, акцентуации, психопатии, психозы).

Медицинский и психологический подходы

5. Значение психологии личности для психологического консультирования и психотерапии. 

Умрихин Владимир Владимирович

 

  1.  

Научные школы и теории в современной практической психологии

I.  Структура психологии как науки и практики: научные школы; научные направления

отрасли; предметные области.

II.  Содержательное раскрытие научных школ

1. Бихевиоризм, необихевиоризм и когнитивизм как теория и психологическая практика

2. Принцип целостности в гештальт-психологии и гешталь-терапии (принципиальные различия)

3. Психоанализ как общепсихологическая теория и психотерапевтическая практика

4. Ценность человека в гуманистической психологии и психотерапии

5. Человек в поисках смысла: экзистенциальная психология и психотерапия

6. Теоретические традиции российской психологии ХХ века (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Узнадзе и др.)

7. Адлер – индивидуальная психотеапия

8. Аналитическая психология К.Г.Юнга

9. Трансперсональная психология

10. Телесно-ориентированная психотерапия

11. Психодрамма Я.Морено 

Умрихин Владимир Владимирович

 

  1.  

Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы

1. Отрасль как структурная единица психологии,

ее отличия от школ и направлений

2. Историческая необходимость возникновения отраслей психологии

3. Примеры наиболее важных отраслей

4. Вторичный характер появления общей психологии: содержание, функции и структура общей психологии

5. Три типа профессиональной деятельности в психологии: фундаментальная наука, прикладная наука, психологическая практика

6. Структура и содержание психологической практики (немедицинской: психологический подход): психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия (в том числе специфика групповой и детской психотерапии)

7. Институциональная база психологической науки и практики

Умрихин Владимир Владимирович

 

  1.  

Статистические методы в психологии

1. Измерения в психологии. Шкалы измерений. Понятие статистических распределений

2. Методы первичной статистической обработки данных

3. Проверка статистических гипотез. Классификация статистических задач

4. Методы корреляционного и регрессионного анализа

5. Критерии различий и сдвигов для двух и более выборок

6. Факторный и дисперсионный анализ

7. Кластерный анализ 

Улыбина Елена Викторовна

 

Федосеева Анна Михайловна

 

  1.  

Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

1. Использование технологий on-line коммуникаций в различных областях практической психологии

2. Компьютер как средство психодиагностики

3. Основные методы компьютерной психодиагностики. Преимущества и ограничения использования компьютера в диагностических целях

4. Компьютер как средство количественного анализа и представления данных (результатов исследования)

5. Информационные технологии как средство визуализации психологических данных

6. Компьютерные методы поиска научной информации

7. Web-проектирование

Федосеева Анна Михайловна

 

  1.  

Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования

Подготовка и представление методологического аппарата научно-исследовательской работы

Умрихин Владимир Владимирович

 

  1.  

Теория и практика юнгианской и процессуально-ориентированной психотерапии

I.  Теоретические основы аналитической психологии

1. Эмпирические основы аналитической психологии

2. Концепция психического К.Г.Юнга

3. Основы теории личности К.Г.Юнга.

II.  Практика юнгианского анализа

4. Развитие личности

5. Общая методология юнгианского анализа

6. Специальные методы аналитической психологии

7. Сказкотерапия, различные техники работы с

рисунком и глиной; Sand-play терапия

8. Процессуально-ориентированной психотерапии

Хегай Лев Аркадьевич

- соавтор учебного пособия для студентов ВУЗов «Методы в аналитической психологии» в сб. «Основные направления современной психотерапии» под ред. А.М. Боковикова, 2000;

- автор 30 научных публикаций;

- первый вице-президент Российского Общества Аналитической психологии (2007-2010), со-учредитель Московской Ассоциации Аналитической Психологии;

- создатель курса «Техника юнгианского анализа: современное развитие», основной преподаватель базового курса по юнгианской психотерапии, ведущий нескольких авторских программ по глубинной психологии (http://maap.ru/pers/103).

  1.  

Теория и практика работы со сновидениями в юнгианской психотерапии

I.  Понимание сущности сновидения в аналитической психологии К.Г.Юнга

II.  Толкование сновидений в аналитической психологии К.Г.Юнга

III.  Образы и мотивы сновидений как диагностический инструментарий психотерапевта

IV.  Развитие теории сновидений и практики их толкования в аналитической психологии

Хегай Лев Аркадьевич

 

  1.  

Теория и практика работы со сновидениями в различных направлениях современной психотерапии

I.  Введение. Общее представление о сновидении и подходах к его изучению

II.  Теория сновидений З.Фрейда

III.  Теория сновидений К.Г.Юнга. Развитие теории сновидений в аналитической психологии

IV.  Теории сновидений в современном психоанализе

V.  Работа со сновидениями в психодраме

Куракин Олег Геннадьевич

- старший преподаватель кафедры Общей и практической психологии Московского института аналитической психологии и психоанализа;

- Сертификат по аналитической психологии и психотерапии (совместная программа Международной Ассоциации Аналитической Психологии) и Института К.Г.Юнга (Цюрих, Швейцария). Сертификат психотерапевта центра Иницаальной психотерапии (Тодмос-Рютте, Германия);

Сфера профессиональных и научных интересов: психоанализ (в том числе, детский), юнгианский анализ.

- практикующий психоаналитик.

  1.  

Теория и практика гуманистической и экзистенциальной психотерапии

I.  Культурно-исторические предпосылки клиент-центрированного подхода. Европейская традиция экзистенциального анализа

II.  К. Роджерс: клиент-центрированный подход. Американская традиция экзистенциально-гуманистического подхода

III.  Отечественная традиция экзистенциально-гуманистического подхода

Шумский Сергей Владимирович

- старший преподаватель кафедры Общей и практической психологии Московского института аналитической психологии и психоанализа;

Сфера профессиональных и научных интересов: клиент-центрированный подход, транзактный анализ.

- практикующий психоаналитик.

  1.  

Теория и практика психотерапии детей и подростков

I.  Особенности психотерапии детей и подростков

1. Специфика, методы и принципы психотерапии детей и подростков

2. Работа с родителями в процессе психотерапии детей и подростков

II.  Направления психотерапии детей и подростков

3. Психодинамический подход в психотерапии детей и подростков: психоанализ, катататимно-имажиативная психотерапия

4. Арт-терапия детей и подростков

5. Когнитивно-поведенческий подход в психотерапии детей и подростков

6. Экзистенциально-гуманистический подход в психотерапии детей и подростков

7. Психодрамма детей и подростков

8. Особенности работы с детьми, имеющими различную симптоматику

Авдеева Юлия Викторовна

- кандидат социологических наук;

- старший преподаватель кафедры Общей и практической психологии Московского института аналитической психологии и психоанализа;

- автор более 10 публикаций;

Сфера профессиональных и научных интересов: семейная психология, арттерапия, клиническая психология.

  1.  

Семейное психоконсультирование и психотерапия

I.  Культурно – историческая природа семьи

1. Общие сведения о семье. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

2. Этнические и конфессиональные особенности современных семей

3. Современные тенденции в развитии семьи

II.  Теоретическая основа: концептуальные представления о семье

4. Социально – психологическое значение семьи и брака

5. Психологический анализ семейной системы

III.  Основные направления семейной терапии

6. Классификация подходов в семейной терапии

7. Школы семейной терапии

IV.  Семья как единица психологического анализа

8. Супружеские отношения

9. Проблемная семья

10. Семья и ребенок. Взаимоотношения родителей и детей

V.  Семейное психологическое консультирование

11. Основы психологического консультирования

12. Методологические принципы и общие подходы в работе с семьей

13. Методы семейной психодиагностики

14. Техники семейной терапии

15. Работа с личными историями в системной семейной терапии

Авдеева Юлия Викторовна

 

  1.  

Телесно-ориентированная психотерапия

I.  Теоретические основы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП)

1. Современная телесно-ориентированная психотера

2. Общие и частные вопросы психотерапии и ТОП

3. Основные принципы и методы ТОП

II.  Практика в ТОП

4. Диагностика в ТОП

5. Анализ характера и вегето-терапия В.Райха. Райхианская традиция ТОП

6. Осознанность и развитие телесной энергии методом М.Фельденкрайза

7. Биоэнергетический анализ (А.Лоуэн)

8. Соматическая психотерапия биосинтез (Д.Боаделла)

Григоровская Наталья Юрьевна

- кандидат психологических наук, доцент;

- доцент кафедры Общей и практической психологии Московского института аналитической психологии и психоанализа;

- специалист в области телесно-ориентированной психотерапии;

- тренер-супервизор, член Экспертного Совета Ассоциации Телесно-ориентированных психотерапевтов;

- участник долговременной обучающей программы по биосинтезу и биоэнергетике, системе М.Фельденкрайза, различным иным телесным практикам;

- сертифицированный член Европейской Ассоциации по Психотерапии и Европейской Ассоциации Телесных Психотерапевтов;

Сфера профессиональных и научных интересов: психоанализ, юнгианский анализ, телесно-ориентированная психотерапия;

- практикующий психотерапевт.

  1.  

Психодрама и ролевые игры

I.  Теоретические аспекты психодраматического метода

1. Основы теории психодрамы

2. Психодраматический метод: основные аспекты

3. Психодраматическая спираль как способ анализа психодраматического процесса

II.  Практика психодрамы и ролевых игр

4. Интерпсихическая драма;

5. Интрапсихическая драма;

6. Психодрама, центрированная на индивиде

(протагонисте)

7. Психодрама, центрированная на теме

8. Психодрама, центрированная на проблеме

9. Психодрама, центрированная на группе

10. Техники работы со сном

11. Психодраматические приемы работы со сказкой

12. Импровизационная игра

13. Ситуационная игра (или ролевой тренинг)

14. Ролевая игра

15. Социодрама

Морозова Елизавета Алексеевна

- кандидат психологических наук;

- доцент кафедры Общей и практической психологии МИАПП;

- автор более 10 научных публикаций;

- член Арт-терапевтической ассоциации с 1997года;

- специалист в области социальной психологии, психотерапии и психологии искусства;

- читает авторские курсы по аналитической психологии, психоанализу, психодраме и арт-терапии.

  1.  

Групповая психотерапия

1. Организация групповой психотерапии. Психология группы в рамках психотерапевтического процесса.

2. Направления и техники групповой психотерапии в разных психотерапевтических школах

Червонько Константин Иванович

- старший преподаватель кафедры Общей и практической психологии МИАПП;

- автор более 10 научных публикаций;

- кандидат в действительные члены МОО «Русское психоаналитическое общество»;

Сфера профессиональных и научных интересов: психоанализ;

- практикующий психоаналитик.

  1.  

Арттерапия

I. Пространство арт-терапевтического процесса

1. Введение в арттерапию

2. История развития арттерапии

3. Школы и концепции арт-терапии

4. Арт-терапия и ее связь с народным художественным творчеством

II.  Арт-терапия как система психологического сопровождения

5. Базовые направления арт-терапии

6. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии

7. Арт-терапия детей и подростков

Авдеева Юлия Викторовна

 

  1.  

Психосоматика

I.  Введение. Общая психосоматика

1. Фундаментальные принципы психосоматического подхода

2. Положение психосоматики в общей медицине

3. Психосоматические теории и модели

II.  Клинико-психологическая диагностика в психосоматике

5. Клинико-психологическая диагностика

6. Мультимодальность как основной принцип диагностики

7. Диагностическая беседа с психосоматическим больным

8. Психологические тесты в психосоматике

III.  Психотерапия психосоматических расстройств

9. Формы терапии в психосоматике

10. Психоаналитическая ситуация как инструмент исследования и терапии

11. Семья психосоматического пациента

12. Вклад психоанализа в психосоматическую медицину

13. Аналитическая психотерапия при психосоматических расстройствах

IV.  Частная психосоматика

Червонько Константин Иванович

 

М.3

Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа

Распечатать
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.