Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Нами была рассмотрена проблема “Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста”.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (это – Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), мы пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в школе. Таким образом, оно зависит не только от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, но и от оптимальности систем: “мать-дитя”, “учитель-ученик”.

Нами проведено исследование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на базе общеобразовательной школы № 49 г.Казани. В исследовании участвовало 56 человек (учащиеся третьих классов). Цель исследования выражается в выявлении и опытно-экспериментальной проверке содержания и условий формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Основными направлениями диагностического исследования стали: эмоционально-ценностное отношение ребенка к себе (графическая методика “Нарисуй себя”), психофизиологическое состояние детей (цветовой тест М.Люшера), диагностика страхов у детей (тест “Страхи в домиках”, модификация М. Панфиловой), мотивация учения (методика Н. Лускановой), индивидуально-личностные особенности учащихся (беседы с учителями, анкетирование родителей, сочинение на тему “Если бы я был волшебником” и др.).

Опытно-экспериментальное исследование проводилось по следующему плану:

  1. Исследование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста (2 класса, 58 человек).
  2. Введение в работу класса методического материала, направленного на формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.
  3. Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы).
  4. Наблюдение за классом (взаимоотношения между детьми, детьми и классным руководителем)
  5. Исследование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста через 2 месяца.
  6. Выводы опытно-экспериментальной работы по проблеме “Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста”

В результате констатирующего эксперимента на диагностическом этапе было установлено, что более половины детей в каждом классе склонны к агрессии, 38 % детей каждого класса испытывает постоянные страхи, тревожность, все это влечет за собой адаптационные, личностные проблемы, проблемы с обучением, следствием чего является ухудшение здоровья, как физического, так и психического.

Значит, при эмоциональном неблагополучии школьник не может полноценно учиться. Поэтому школа должна помочь ситуации.

Таким образом, нами была установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений и взаимоотношений в классе с детьми и педагогом.

В ходе формирующего эксперимента в экспериментальном классе в учебно-воспитательный процесс были введены и апробированы:

  1. Цикл занятий с детьми, разработанный авторами Т.П.Симонятовой, В.Н. Касаткиным, Н.Г Манелис и др.;
  2. Цикл занятий с родителями.

Вышеназванные авторы предлагают программу, направленную на предупреждение насилия в школе. На наш взгляд, насилие и проявление агрессии является следствием эмоционального неблагополучия детей. Поэтому при формировании эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста мы использовали цикл занятий, предложенных в данной программе. Авторами программы эмоциональное благополучие ребенка представлено через создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент в данной программе делается на внимание педагогов к негативным эмоциональным проявлениям детей (страх, драки и т.д.); определяется стратегия действий педагога по определению эмоциональных нарушений и разрушению конфликтных ситуаций. Отмечается необходимость научить детей способам саморегуляции и выхода из неблагоприятных жизненных ситуаций.

Цикл занятий включает в себя следующие направления:

  1. Создание чувства безопасности (физической, психологической, эмоциональной)
  2. Формирование позитивного самоотношения
  3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения
  4. Формирование умения ставить цели
  5. Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций.

Все предложенные направления в программе “Предупреждение насилия в школе”, разработанной авторами Т.П.Симонятовой, В.Н. Касаткиным, Н.Г Манелис и др., способствуют формированию эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

Мы также ввели и занятия с родителями, так как одним из факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста являются теплые отношения в семье и спокойная атмосфера. Цикл занятий с родителями подразумевает индивидуальные беседы, педагогические консультации, родительские собрания: “Познакомьтесь – это ваши дети”, “Влияние родительских установок на развитие ребенка”, “Условия эмоционального благополучия детей”.

Классному руководителю были также предложены упражнения и игры, которые также направлены на преодоление эмоциональных проблем, развитие уверенности в себе, развитие воображения, смекалки, получение радости от общения друг с другом.

Заметим, в контрольном классе названные условия не соблюдались, однако отдельные спонтанные мероприятия (например, чтение лекций на родительских собраниях) проводились.

Для анализа результатов формирующего эксперимента в условиях изучения процесса формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста мы использовали: графическую методику “Кактус” (М.А.Панфилова), сочинение о себе через выражение себя в неодушевленном предмете (“Я – облако”, “Я – дерево”), методику “Лесенка” (В.Г. Щур).

В результате проведения этих методик и сравнения уже имеющихся результатов в исследуемых классах мы пришли к следующим выводам и обобщениям:

  1. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность;
  2. На эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приемы воздействия на ребенка как в семье, так и в учебно-воспитательном заведении, то есть формирующим фактором является сама жизнь, взаимоотношения в семье, окружающем мире;
  3. По нашему мнению, психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния;
  4. Работа по проблеме “Формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста” не может быть ограничена только рамками психологической работы. Для решения проблемы требуется введение блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, их приспособление, а в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги. Работа педагогов и родителей является целостным единым процессом, проходящим в разных педагогических системах (школа, дом). Педагог, как профессионал, должен управлять им на всех стадиях: и в школе, и в семье. Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста, можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения;
  5. Наиболее адекватным для современной ситуации представляется личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Литература

  1. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет (Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160с.:ил. – (Серия: “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
  2. Предупреждение насилия в школе – Казань: РИЦ “Школа”, 2001. – 138 с.
автор: Королева Наталья Сергеевна, преподаватель психологии (источник)


В продолжение темы похожие новости:
"Мы вместе: психолог, классные руководители и родители"
Интегрированный классный час (психология + испанский язык на тему "Познание себя, как способ осмысления окружающего мира")
Работа психолога по формированию толерантности у родителей
Психологическая игра-проект "Репортаж от одноклассника"
Логопедическое занятие. Тема: "Закрепление знаний о составе слова"
Открытый урок по ОМ "Человек и человечество" в 4-м классе (программа Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. "Эмоции — краски переживаний"
Распечатать
Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.